Email:    Пароль:       Забыли пароль?

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №422

Кронштадтского района Санкт-Петербурга

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

 

Шлендова Майя Александровна - руководитель музея.
Учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории, педагог дополнительного образования, почетный работник общего образования РФ. Победитель приоритетного национального проекта «Образование» в номинации «Лучший учитель России – 2006»

 

Участие  в Международном научно-практическом форуме «Уроки Нюрнберга» зав.музеем  Шлендовой М.А. (ссылка)

Видео "Юные патриоты России  в День Победы - 76" (ссылка)

   Девиз клуба: «Для пользы общей»
Становление школьного музея
   Открытие музея ( первой и второй экспозиции) – 18 мая 2004 года в день рождения Кронштадта.
   Открытие 3-ей экспозиции - 4 октября 2007 года к 60-летнему юбилею родной школы
В апреле 2009 года наш музей был аттестован. Паспорт получен ко дню рождения города 16 мая 2009 года.

С первых минут посещения школьного музея понимаешь, что погружаешься в удивительный мир, в котором кипит интересная жизнь. Наши юные краеведы,  занимаясь поисково-исследовательской  деятельностью, любую находку, которая для обывателя  на первый взгляд может показаться ничем не примечательной,  превращают в сакральную вещь. Этот процесс проходит постепенно, по всем канонам проектной научно- исследовательской  деятельности. Сначала ребята тщательно изучают находку, работают с архивными данными, затем,  как положено, регистрируют экспонат в школьном музее и присваивают ей номер. Вслед за этим группу экспонатов оформляют в тематическую экспозицию. Продолжая  работу с историческими  источниками, под чутким руководством творческой заведующей школьным музеем М.А. Шлендовой, учащиеся готовят познавательную экскурсию для посетителей. Юные экскурсоводы  с первых минуточек, заинтересовывая своих слушателей,  приглашают  всех посетителей  и гостей в путешествие по страницам  истории нашего Отечества. Ребята проводят экскурсии, как для почетных гостей - ветеранов Великой Отечественной войны, так и педагогических работников в рамках городских семинаров. Ребята принимают  гостей из разных городов России. В нашем музее побывали делегации: из Крыма,  Италии, Голландии, Германии Австралия, Финляндии.  Музейные уроки для своих одноклассников, родителей, бывших выпускников школы стали неотъемлемой частью гражданско-патриотического  воспитания в рамках образовательной системы  школы. Так рождается связь школьного  и внешкольного образования.

Каждый день мы совершаем тысячи шагов по Кронштадту. Однако, не многие  задумываются над тем, что под нашими ногами, под асфальтом или на стене за старыми обоями, на чердаке нашего дома? Столько еще неизученных исторических сокровищ, рядом с которыми мы ходим и даже не догадываемся, что они могут  не просто украсить наш школьный музей, а поведать нераскрытые  тайны.  Дать нам возможность узнать о нашем городе, его жителях, связав прошлое с настоящим. 

Прислушайтесь к словам великих мудрецов об истории человечества!!

-То, что люди не учатся на ошибках истории, — самый главный урок истории. (О. Хаксли).

-История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков. (В. Ключевский)

-История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего. (М. Сааведра)


«Школьный Музей Победы»

Школьный музей «Остров Котлин» вошел в 50 лучших школьных музеев по итогам всероссийской программы «Школьный Музей Победы». 
«Критерием для отбора самых активных музеев стало, в первую очередь, участие в экспонировании своих выставок на площадке «Школьного Музея Победы», а также демонстрация педагогических наработок в сфере патриотического воспитания», — поделилась руководитель Детского центра Музея Победы Елена Слесаренко.

Также оценивалось участие активистов каждого школьного музея в проектах программы, историко-патриотической смене в «Орленке», Историко-образовательном музейном хакатоне в рамках Первого Всероссийского форума школьных музеев. Мы следили и за ведением страниц, сайтов музеев», — добавила она.

Организаторы отмечают, что сохранение исторической памяти через систему развития школьных музеев Российской Федерации для образовательной, просветительской, воспитательной работы с молодым поколением является сегодня поистине неисчерпаемым ресурсом. Взаимодействие с музеем не просто расширяет знания школьников по истории, но и существенно дополняет школьное образование, отметили в пресс-службе Музея Победы.

Всего на сегодняшний день участниками программы «Школьный Музей Победы» являются более 1300 школьных музеев из 85 субъектов Российской Федерации, Республики Беларусь и Донецкой Народной Республики.

Победители приглашаются на Всероссийский фестиваль школьных музеев «Культурный маршрут»

Мы поздравляем руководителя музея и юных краеведов с таким высоким достижением!

ЛУЧШАЯ ВИДЕО ЭКСКУРСИЯ»

 

Подведены итоги конкурса видеороликов «Школьный музей» среди образовательных учреждений Санкт-Петербурга и Ленинградской области

1 место - Школьный музей «Остров Котлин» Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 422 Кронштадтского района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург, город Кронштадт

 2 место - «Военно-морской музей» Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кингисеппская средняя общеобразовательная школа № 5» Ленинградская область, город Кингисепп

 3 место – Школьный музей «Истоки жизни - Невская застава» имени О. Ф. Берггольц Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 340 Невского района Санкт-Петербурга

Организаторы от всей души выражают искреннюю благодарность всем участникам и тем, кто поддерживал и голосовал за видеоролики школьных музеев Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Поздравляем победителей.

Форсайт-сессия «Через прошлое в будущее. Непокорённый Ленинград: героическое прошлое в памяти поколений» (в формате телемоста)

«27 января 2021 года в Музее Победы (г. Москва) был дан старт новому иммерсионному проекту «Подвиг народа: непокорённый Ленинград». Он является частью масштабной программы, которую подготовил музей к 77-летию полного снятия блокады Ленинграда.

Школьный музей «Остров Котлин» ГБОУ СОШ №422 под руководством М.А.Шлендовой в онлайн-формате принял участие в межрегиональной Форсайт-сессии музеев, посвящённой блокаде северной столицы.

Майя Александровна рассказала о девятнадцатилетнем опыте работы музея, об экспонатах, а учащиеся – краеведы поделились уникальными фактами о герое Кронштадта, пятнадцатилетнем юнге Гене Кушкове, чьи вещи и предметы находятся в музее.

«Мне, ребёнку войны, хочется достучаться до тех, кто не понял, что любая война – гибельна для всего человечества», - в завершении своего выступления сказала Майя Александровна.

В прямом эфире прозвучали стихи Майи Александровны. Ко дню открытия конференции «Уроки Нюрнберга» (ноябрь 2020 г.) при поддержке МО города Кронштадта был издан поэтический журнал М.А.Шлендовой - в нем стихи о войне, детях, блокаде.

"Мы - мирный народ". М. А. Шлендова, читал Силин Михаил.(ссылка)

Экспонаты музея 422 школы рассказывают.

Первый зал школьного музея

Знакомясь с экспонатами 1 зала школьного музея 422 школы узнаёшь много интересного о начале строительства крепости на острове Котлин. Судьба некоторых сооружений Кронштадтской крепости привлекает особое внимание посетителей музея.

Постараемся в данной статье описать историю уникальных творений рук человека на небольшом клочке земли, всего в 12 квадратных километров.

Первый экспонат:  модель деревянной церкви 1706 года постройки

Фото №1935- первая деревянная церковь, поставленная на острове Котлин в северо-западной части о. Котлин, освящена в 1706 году. По одним данным освящена во имя Святой Троицы, а по другим во имя Преображения Господня.

Сопоставляя все исторические данные можно предположить, что оба названия верны, так как церковь была двупрестольная. Главный престол во имя Преображения Господня.

             В этой части острова, на Котлинской косе шло большое строительство форта Святого Александра (Александр- Шанц) и постоянных казарм. По указу Петра Первого на реке Свирь в Олонецкой верфи сделали расчёты, заготовили детали и перевезли церковь в разобранном виде на остров Котлин, собрали и освятили.

             В 1739 году её хотели разобрать, так как она оказалась в зоне строительства форта. Однако её так и не тронули. Стоя близ моря на совершенно открытом месте, эта церковь, как и её прихожане много терпела от наводнений и ветров. Однако выдержала все перипетии судьбы, служила 82 года. Разобрана лишь в1788 году.

Легенда гласит: Пётр 1 любил посещать эту церковь и каждый приезд интересовался, как идёт строительство. Царь лично участвовал в богослужении, выделял деньги из государственной казны на её содержание. Построенная без единого гвоздя, церковь во имя Преображения Господня

 удивляла прихожан многолетней стойкостью, простотой убранства в старых русских традициях, что очень ценил Пётр Великий.

Модель сделана Шлендовым А.Д. по найденным чертежам и передана школьному музеи на постоянное хранение.

Второй экспонат

Модель первого военного корабля Гото Предестинация (что в переводе означает Божие Предвидение, шв.). Заложен в ноябре 1698 г. в Воронеже. Спущен на воду 27 апреля (8 мая 1700 г.) по проекту и чертежам Петра 1. Царю помогали русские корабелы- Ф. Скляев и Л. Верещагин. Длина судна – 36 м, ширина -9.5 м, глубина трюма-2,09 м. Орудий – 58. Экипаж -253 человека.

Это первый военный корабль Отечественной постройки, образец скульптурно-декоративного убранства в стиле петровского барокко.

Корабль входил в состав Российского флота до 1711 года.

Третий экспонат:

 Модель ряжа, деревянного сруба, который служил фундаментом при строительстве фортов возле острова Котлин. Размер модели: 29х20 см -  (1х 350 реальной величины) Такие сооружения применялись для строительства морских фортов в первые в мире. Были надёжны и выдерживали не только военные баталии, но и суровый климат Балтики, с ветрами, катастрофическими наводнениями и низкими температурами в зимний период. 

              В период правления Петра 1 было начато строительство более 30 фортов. Эта система небольших искусственных крепостей в Финском заливе сыграла огромную роль в утверждении России как морской державы на ряду с ведущими европейскими государствами. До наших дней дошли и продолжают служить России 23 форта, разбросанных между южным и северным берегами Финского залива и на острове Котлин.

Четвёртое-пятое: 

Экспозиция музея первого зала. Здесь находятся выставки, рассказывающие о строительстве первых сооружений на острове, о первых поселенцах и жителях крепости, о гаванях и знаменитых кораблях России эпохи от Петра1 до наших дней. В этом зале размещены модели кораблей разных эпох (22 модели).

Шестое –седьмое: 

Картина в рамке, «Бой у острова Котлин

14 июля 1705 года». Размеры 122 х 122см. Картина выполнена акварелью.

Описание  событий, воплощённых  художником в данной картине:

Шведы не могли смириться с потерей острова Котлин. Они многократно организовывали выход своей эскадры к устью реки Невы, где строился город Санкт-Петербург    

Обеспокоенные усилением позиций России и строительством Санкт-Петербурга, шведы, не смотря на поражение на подступах к городу эскадры адмирала Анкерштерна и корпуса генерала Майделя в июне 1705 года, после небольшой передышки предприняли новую попытку захватить город Петра I.

14 июля 1705 года эскадра шведского адмирала Анкерштерна в составе 29 вымпелов вновь подошла к, прикрывавшему подступы к Санкт-Петербургу, острову Котлин. Разделившись на две колонны, корабли с севера и юга начали обстрел укреплений на Котлинской косе. Русские войска по приказу полковника Ф.С. Толбухина были укрыты на острове за земляной насыпью. Для сохранения скрытности расположения, им было приказано “по неприятелю ни одного выстрела не палить, токмо поджидать, пока он со своими мелкими судами подступит и выходить будет...”, поэтому первоначально ответный огонь по противнику вели только пять береговых батарей.

            Меткой стрельбой русские артиллеристы сумели нанести шведскому флоту ощутимый урон. На нескольких кораблях возникли пожары, но особенно сильно был поврежден шведский флагманский корабль “Вестманланд”. Он получил несколько подводных пробоин, и для ремонта Анкерштерну пришлось “корабль свой на бок приклонить”. 5 часов продолжалась ожесточенная перестрелка. Около полудня огонь неприятеля внезапно прекратился и на “Вестманланде” был поднят сигнал о начале десанта. От шведских кораблей отошли гребные суда с более чем тысячью солдат. Когда они были на полпути между эскадрой и островом, русские орудия открыли по ним огонь картечью “с зело изрядным действием”.

             Подойдя к острову на 50-70 м, десантники выскочили из шлюпок, надеясь быстрее преодолеть расстояние, отделявшее их от берега. Но глубины возле берега оказались больше, чем предполагали шведы, поэтому “иные и дна не достигли, иные по горло в воде оказались”. Большая часть шведов все-таки добралась до берега, но здесь из-за укрытия на них обрушились солдаты под командованием полковников Толбухина и Островского. После ожесточенной рукопашной стычки шведы были отброшены к своим шлюпкам. Общие потери врага составили 560 человек убитыми и утонувшими, 114 ранеными, “35 человек, которые в воде мотались, на берег притащили”.

             В ночь на 16 июля вражеский флот, не рискуя предпринимать новых атак, ушел.

 

 

 

 

 

 

Фотографии о жизни школьного музея в 2019-2020 уч. году

 

 1.

Экскурсию в третьем зале ведёт Мазур Маргарита, ученица 11-б класса

Рассказ и показ экспонатов об истории нашей 422 школе

2.

Фотография краеведов и экскурсоводов 2019-2020 учебного года

 

В этом году в активе музея 32 человека. Это экскурсоводы, краеведы, поисковики, оформители, исследователи. За участие в конкурсах разного уровня только в этом году получены:8 дипломов 1-2 степени,2 грамоты, 6 сертификатов, 4 благодарственных письма.

Краеведы участвовали:1) во Всероссийском слёте юных патриотов в г. Волгограде; 2) в Международном форуме городов героев: Москва, Волгоград, С-Петербург, Брест, Кронштадт, 3) в городском слёте ко Дню защитника Отечества на базе музея 295 гимназии. Сейчас ребята готовятся к встрече юных патриотов в г. Москва. Музей школы участник Всероссийского проекта «Музей Победа». 29 февраля на форуме городов- героев в музее А. Невского в СПб школьному музее вручён Сертификат городов партнёров за сотрудничество в международном и межрегиональном проекте  «Победа».

 

Стенд-плакат об истории форта А. Шанец сделан по заказу экологической службы ООО «ЭКО –ХФ», размещён в районе форта А. Шанц. Материал подобран Шлендовой М.А., историком –краеведом, зав. музеем 422 школы

Музейный урок как средство активизации познавательного интереса учащихся

Музейный урок как средство активизации познавательного интереса учащихся