В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из главных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения, поскольку создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Поэтому «... инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской воспитанников».
I. Основная идея проекта ОЭР, включая обоснование значимости для развития системы образования Санкт-Петербурга
Создание организационно-педагогических условий для подготовки школ Санкт-Петербурга к введению ФГОС среднего общего образования.
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения должно обеспечить: необходимое качество образования, соответствующее потребностям инновационного развития России; преемственность основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования; формирование основ оценки образовательных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы. Согласно 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», успешность решения задач модернизации системы общего образования во многом зависит от эффективной реализации требований ФГОС ОО, которые становятся главным мерилом его качества. А подготовка образовательных организаций города к введению ФГОС СОО – важная составляющая качества петербургского образования.
Решение данного комплекса задач требует эффективной организации педагогической поддержки педагогов и образовательных организаций по введению ФГОС СОО. Данный проект строится на следующих позициях теории педагогической поддержки: «…сопровождать, — с позиции «Толкового словаря русского языка» под редакцией Д. Ушакова, — значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого», предметом педагогической поддержки является процесс совместного определения интересов, целей поддерживаемого, поиска возможностей и путей преодоления проблем. Преодоление этих проблем можно рассматривать как условие решения задач. Суть педагогической поддержки состоит в преодолении негативного препятствия, ориентируясь на возможности и развивая потребность в успешных действиях, стимулировать развитие внутренних сил сопровождаемого. Педагогическую поддержку данной сети будут обеспечивать СПБ АППО, группа индивидуальных научных руководителей ОО, тьюторы по введению ФГОС ОО ИМЦ СПБ, сами образовательные организации по отношению друг к другу.
Проект является логическим продолжением эксперимента, инициированного Комитетом по образованию Санкт-Петербурга в 2013 году, по опережающему внедрению ФГОС ООО в образовательных организациях города. В соответствии с Письмом Комитета по образованию от 12.05.2014 N03-20-1861/14-0-0 "Об организации участия образовательных организаций в апробации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" был выбран ряд школ, которые начали реализацию ФГОС ООО до его планового внедрения. Было принято решение о том, что одна школа в районе будет претендовать на статус городской экспериментальной площадки в рамках сетевого эксперимента «Создание вариативной модели внедрения ФГОС основного общего образования», научное руководство которым осуществлялось Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования. Экспериментальная программа, заявленная в проекте на 2013-2016 год, выполнена, а школы – его участники с сентября 2017 года начинают введение ФГОС ООО в 9 классах. Подготовка школ к реализации ФГОС в старшей школе требует соблюдения условий преемственности на разных ступенях образования, а, значит, продолжения эксперимента.
II. Цели проекта ОЭР
Разработка и реализация организационно-педагогических условий сетевой педагогической поддержки опережающего введения ФГОС среднего общего образования посредством создания сети продуктивно действующих экспериментальных площадок.
III. Задачи проекта ОЭР
Подготовить для образовательных организаций Санкт-Петербурга, вступающих в среднее общее образование в штатном режиме (с 2019-2020 учебного года), необходимые транслируемые «продукты»:
Документы локальной нормативной базы по данному направлению;
Научно-методические материалы, сопровождающие образовательный процесс:
Учебные планы;
Рабочие программы, программы внеурочной деятельности и т.д.
7. Создание в образовательных организациях комплексных условий для введения ФГОС СОО.
IV. Конечный(ые) продукт(ы) ОЭР:
1. Преемственность метапредметных и предметных результатов на уровнях основного общего и среднего общего образования: варианты программ формирования метапредметных образовательных результатов обучающихся; локальная нормативная база итогового метапредметного проектного экзамена
2. Конструктор локальной базы образовательного учреждения на уровнях основного общего и среднего общего образования.
3. «Проектный экзамен в Санкт-Петербурге», методические рекомендации по проведению и подготовке обучающихся к итоговому метапредметному проектному экзамену
4. Конструктор индивидуальных образовательных маршрутов старшеклассников (методические материалы)
5. Конструктор профилей на уровне среднего общего образования в соответствии с реализацией предметных концепций: методические рекомендации, учебные планы, примеры рабочих программ предметов, изучаемых на углубленном уровне
ЗАЯВКА НА ВЕДЕНИЕ ЭОР
НОРМАТИВНАЯ БАЗА