Профилактика негативных явлений среди несовершеннолетних
Ссылка на страницу сайта Комитета по образованию.
Ссылка на медицинские услуги по оказанию наркологической помощи жителям Кронштадтского района
Ссылка на телеграм-канал сектора по вопросам законности, правопорядка и безопасности администрации Кронштадтского района Санкт-Петербурга (http://t.me/Zakonnost), созданный для возможности анонимного сообщения о фактах, связанных с рекламой, продажей наркотических веществ и других правонарушениях
Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Особенно дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, позволяющая спрятаться от действительности, различные виды злоупотреблений психоактивных веществ и алкоголя, повышение количества правонарушений, вследствие безнадзорности детей.
К сожалению, факторов, негативно влияющих на развитие и поведение детей и подростков, как внешних, так и внутренних, много. Ими являются:
Процессы, происходящие в обществе:
– отсутствие ясной, позитивной государственной идеологии, направленной на изменение иерархии общественных ценностей;
– несовершенство законов и работы правоохранительных органов, безнаказанность преступлений;
– безработица (явная и скрытая);
– отсутствие социальных гарантий и государственной поддержки экономически несостоятельных семей с детьми;
– пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации;
– отсутствие своевременной и квалифицированной диспансеризации детей, позволяющей выявлять физические и психологические нарушения здоровья детей и подростков, оказывать им по итогам диспансеризации помощь;
– доступность табака, алкоголя, наркотиков.
Состояние семьи, ее атмосфера:
– неполная семья;
– материальное положение семьи (как бедность, так и богатство);
– низкий социально-культурный уровень родителей;
– отсутствие семейных традиций;
– стиль воспитания в семье (отсутствие единых требований к ребенку, жестокость родителей, их безнаказанность и бесправие ребенка);
– отрицание самоценности ребенка;
– удовлетворение потребностей детей (недостаток или избыток);
– злоупотребление родителей алкоголем, наркотиками и др.;
– попустительское отношение родителей к употреблению детьми психоактивных веществ.
Факторы риска, идущие от организации внутришкольной жизни:
несовершенство организации управления процессами обучения и воспитания; плохая материальная обеспеченность школы; отсутствие налаженной систематической связи школы с семьей школьника и рычагов воздействия на родителей, не занимающихся воспитанием ребенка; неудовлетворительная организация внеклассной работы; отсутствие детских организаций в школе.
К внутренним факторам риска относятся:
ощущение ребенком собственной ненужности, низкая самооценка, неуверенность в себе, недостаточный самоконтроль и самодисциплина, незнание и неприятие социальных норм и ценностей, неумение критически мыслить и принимать адекватные решения в различных ситуациях, неумение выражать свои чувства, реагировать на свои поступки и поступки других людей.
Признаками проблемных детей могут являться:
1. Уклонение от учебы вследствие:
– неуспеваемости по большинству предметов;
– отставания в интеллектуальном развитии;
– ориентации на другие виды деятельности;
– отсутствия познавательных интересов.
2. Низкая общественно-трудовая активность:
– отказ от общественных поручений;
– пренебрежительное отношение к делам класса;
– демонстративный отказ от участия в трудовых делах;
– пренебрежительное отношение к общественной собственности, ее порча.
3. Негативные проявления: употребление спиртных напитков, употребление психотропных и токсических веществ, тяга к азартным играм, курение, нездоровые сексуальные проявления.
4. Негативизм в оценке действительности.
5. Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым: грубость, драки, прогулы, пропуски занятий, недисциплинированность на уроках, избиение слабых, младших, вымогательство, жестокое отношение к животным, воровство, нарушение общественного порядка, немотивированные поступки.
6. Отношение к воспитательным мероприятиям: равнодушное, скептическое, негативное, ожесточенное.
Безусловно, таким детям необходима педагогическая реабилитация.
На педагогов возложена огромная ответственность за воспитание личности с социально-активной позицией, формирование у учащихся понятия «свобода слова», умений правильно вести дискуссию, спор, умение аргументировано отстаивать свою позицию, умение слушать других и быть услышанным другими, умение сказать «НЕТ» негативным проявлениям, умение словом и делом помочь другому.
Направления деятельности по профилактике негативных явлений среди несовершеннолетних
Информационные материалы по правовому просвещению
Выписка из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Выписка из Уголовного кодекса Российской Федерации
Детский телефон доверия: ЕДИНЫЙ ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ 8-800-2000-122 (ЗАРАБОТАЛ 1 СЕНТЯБРЯ 2010 ГОДА).
Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних
Время не ждет: ранняя профилактика вовлечения детей в противоправное поведение
Методика проведения социально-педагогического мониторинга причин совершения учащимися преступлений
Социально-психологическая реабилитация детей, пострадавших от жестокого обращения
Профилактика экстремистских проявлений
Федеральный список экстремистких материалов
Лингвистические проявления экстремизма
Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»
Памятка по недопущению вовлечения в организации националистического толка
Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, т.к. ни одна другая социальная структура не в состоянии решить данную задачу. Исключение составляет семья, однако и она сама нередко выступает в качестве объекта профилактической деятельности.
Работа по профилактике правонарушений среди детей и подростков проводится в тесном сотрудничестве школы и субъектов профилактики: КДН и ЗП при администрации Кронштадтского района СПб, ОУУП и ПДН ОМВД России по Кронштадтскому району Санкт - Петербурга, СПб ГБУ «Центр социальной помощи семье и детям Кронштадтского района Санкт-Петербурга», СПБ ГБУ «Городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи «КОНТАКТ» на территории Кронштадтского района.
В школе созданы условия нормального воспитания и развития личности ребенка:
гуманный стиль отношений между всеми участниками образовательного процесса;
демократические принципы и стиль управления учреждением, включающие адекватную реакцию на общественный заказ;
разумная дисциплина и порядок как условия защищенности ребенка и взрослого в образовательном пространстве;
возможность проявления детских инициатив и их поддержка со стороны взрослых.